Обычай наряжать елку очень давний, как отголосок древних языческих обрядов: ему около двух тысяч лет. Уж очень велика была в древности магия дерева. По языческим традициям в
известном гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся
лесу, деревьям) вечнозеленая
ель занимала особое место среди всех деревьев. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно, в
конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные
подарки для духов, чтобы сделать их добрее и получить богатый
урожай.
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки символ
плодородия, яйца символ развивающейся жизни, гармонии и полного
благополучия, орехи непостижимость божественного промысла. Считалось,
что наряженные, таким образом, ветки ели отводили злых духов и нечистую
силу (кстати, еловые ветви подвешивали и к потолку, ближе к дверям).
Наряжали елку игрушками.
А поведали миру обо
всем об этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи. Затем этот
веселый и уютный обычай проник в особняки и замки, где росли
принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев (так уж
раньше было заведено) и приносили немецкий зимний обычай в другие
страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за
наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку
в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати
некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г.
Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).
В наших традициях, по существующему благородному и красивому славянскому обычаю, ко дню новогоднего
праздника выращивали в кадках цветущие вишни и свечи мира горели рядом
с цветами на маленьком деревце. Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая
бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной
невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель.
Позднее настоящие новогодние елочки, а не веточки ели и сосны, пришли и к нам.
В России судьба новогодней елки
сложилась не просто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с
трудом.
Установление елки восходит ко
времени правления Петра I-го.В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах
петербургских немцев. И уже в 40-е
годы того же столетия она стала входить в быт русского
общества. Об этом можно судить по рассказу
Ф.М.Достоевского
Елка и свадьба, опубликованного
в сентябрьском номере "Отечественных записок" за
1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше
я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень
понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким
образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку.
Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне
Нового года, меня пригласили на детский бал».
Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не
только детей, но и взрослых.
Публично новогодние ёлки в столице
ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и
городских, и деревенских домов, и в XX веке были неотделимы от зимних
праздников вплоть до 1918 года, когда с началом гонений на Православие в немилость попала и
Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Из-за принадлежности украшенной
елки к празднику Рождества, она была запрещена на целых
17 лет (до 1935) и только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий